Образовательные стандарты и требования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона " Об образовании в российской Федерации".
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утвержден 17 октября 2013 года Приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре стандарта находятся требования к условиям , в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым.
В отличии от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведении аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решения и др.
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка , Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
· поддержки специфики и разнообразия детства;
· сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
· уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
· осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
· повышение социального статуса дошкольного образования;
· обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
· обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
· охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
· обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
· создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
· объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
· обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
· формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
· обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
· определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Письмо Минобрнауки России 10.01.2014 N 08-10
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования
Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 N 01-52-2205-382 О недопустимости требования
Методические рекомендации по внедрению ФГОС ОВЗ
Приказ № 31 от21.01.2019г. "О внесении изменений во ФГОС ДО"
Приказ № 955 Министерства Просвещения РФ от 08.11.2022г.
В ногу со временем! Изучаем ФГОС ДО.
Памятка по организации самостоятельной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для родителей «Что должны знать родители о ФГОС ДО»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор -
http://obrnadzor.gov.ru/ru/
В связи с преобразованием Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации информационное сопровождение сайта https://минобрнауки.рф/ с 13 августа 2018 г. прекращено.
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации