МБДОУ Медведевский детский сад «Ласточка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Медведевский детский сад "Ласточка"

Формирование толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях

Формирование толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов

 

Видеоролик "Я вас прошу мне руку протяните"

Видеоролик "Футбол"

 

Видеоролик "Пианино"

 

Формирование толерантного отношения к инвалидам при решении вопросов занятости
         

Мы часто не замечаем вокруг себя людей с ограниченными возможностям, и они не редко сталкиваются с непониманием, агрессией, отрицанием, а порой и насмешками. Как воспитать в самих себе и окружающих толерантное отношение к особым людям.

Толерантность к инвалидам — это не только уважение, но и признание их как личности. Особые люди обладают всеми правами здорового человека, хотя и нуждаются в помощи. Проблема формирования толерантного отношения к инвалидам требует незамедлительного решения. Реальную помощь могут оказать все, коммерческие и некоммерческие организации, общественники, волонтеры.

Трудоустройство инвалида является важнейшим этапом его профессиональной реабилитации, включающим в себя процесс поиска подходящей работы и устройства на нее, кроме того, работа позволяет инвалиду иметь достойный уровень жизни. 

Работа для инвалидов — насущная проблема, ограниченные физические возможности не позволяют человеку сделать успешную карьеру. Хотя… Почему это не позволяют?! Первое, с чего следует начать — обратиться в центр занятости. При содействии специалистов центра найти своего работодателя и приступить к работе. Удаленное трудоустройство — то что нужно людям с ограниченными возможностями, оно позволяет получить хорошую работу с перспективами роста.

Главное помнить: «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы».

 

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья в детском коллективе
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и
противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был
путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия,
ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в
былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей
(особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психологопедагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детейинвалидов.
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными
возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем 600 тысяч из них –
инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе,
совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права
этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека»,
«Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц»,
«Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей
для инвалидов».
В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации
российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и
специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту
жительства".
Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть
реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально
развивающимися сверстниками.
Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением
ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих
образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком,
имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного
учреждения;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми
образовательными потребностями на получение образования его в среде своих
сверстников без инвалидности;
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с
детьми с ОВЗ;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
- проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой,
доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же
проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны
сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению
качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот
факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их
«неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных
задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми
потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей
педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой
он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения,
воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Что же такое толерантность и как вы это понимаете?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпимость) — качество, характеризующее
отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в
сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в
другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.).
Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и
уважение его права на отличие. (Философская энциклопедия)
К сожалению, в обществе часто бытует мнение, что если человек не высказывается (не
предпринимает действий) против кого-либо, он толерантен. Порой толерантность,
воспринимается как равнодушие. Как, на Ваш взгляд, проявляется толерантное отношение
к детям с ограниченными возможностями здоровья? (см.приложение).
Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он
есть. Задачи: укрепление здоровья детей; обеспечение прав в получении коррекционнообразовательных услуг; осуществление социальной адаптации и интеграции; компенсация
нарушений развития; развитие когнитивных, речевых, моторных, социальных
способностей.
Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто
дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети
иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность- это
сострадание, эмпатия, говоря научным языком. Много равнодушных людей, но
сострадающих беде - еще больше.
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками
образовательного процесса в следующих целевых группах:
- педагоги (воспитатели, муз. руководитель, инстр. по физическому воспитанию, учителя);
- специалисты (врач-педиатр, врач-невролог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
 тифлопедагог, педагог-психолог, социальный педагог);
- родители (законные представители);
- воспитанники, обучающиеся.
Толерантность, сформированная еще в дошкольном возрасте, является одним из
важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль
в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них
ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения,
доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.
Совместное обучение с «особыми детьми» способствует развитию таких необходимых
навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность,
толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах,
самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему,
слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты
путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать
право любого человека быть «другим».
С этой целью социальные педагогам необходимо проводить в образовательных
учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к
детям с ОВЗ. С учетом возраста детей специалисты могут организовать ролевые игры,
проигрывать ситуации, обсуждать, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно
было учиться вместе.
Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида
деятельности обучаемых будет разной. Так, поскольку у дошкольников и младших
школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент,
работать с ними логично с учетом этого факта.
Также в работе с детьми, организуя свободное время дошкольников и школьников, делая
их досуг содержательным, опираются на сотрудничество с семьей. Создать в детском
коллективе атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают
разнообразные формы работы с родителями:
●Дни открытых дверей
●Заседания родительского клуба
●Встречи со специалистами
●Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и
коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги
●Игровые семинары
●Совместные экскурсии
Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с
любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам
человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание
условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности
воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность
понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с
ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:
преимущества социального характера:
- развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
- обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
- развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
- индивидуальные консультации родителей по социально-правовой поддержке детейинвалидов;
преимущества психологического характера:
- исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса
неполноценности;
- преимущества медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного
социума;
- исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к
развитию «ограниченных возможностей»;
преимущества педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания
детей друг с другом)
- активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
- индивидуальные консультации родителей детей-инвалидов по вопросам их воспитания и
обучения.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в
развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии
и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.
«Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.
Включѐнность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся
сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации,
межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом
повышает адаптационные возможности детей.
Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в
развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся
воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду
здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят,
формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом
повышает адаптационные возможности детей.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств,
методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый
мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к будущей жизни, а
самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

141.jpg

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:


1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!

15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание   следующих правил  облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

1. Преодолевайте страх и отчаяние.
2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:
— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в дошкольном образовательном  учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ